20.02.2022
Перинатальная или внутриутробная патология во время беременности возникает в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода.
Патология беременности.
Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес.
Возникновению речевой патологии способствуют: токсикоз беременных,
вирусные инфекции (ОРВИ, ГРИПП), эндокринные заболевания матери,
травмы и психотравмы (нервные стрессы), несовместимость крови по резус фактору, неблагоприятный гинекологический анамнез (выкидыши, аборты).
Патология и осложнения родов.
Акушерская патология: узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной.
Причины нарушений детской речи Перинатальная патология
Натальная патология
Постнатальная патология
Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают внутричерепная родовая травма и асфиксия.
Асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания.
Гипоксия – кислородное голодание.
Асфиксия и внутричерепная родовая травма приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.
Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга, что влечёт поражение речевых центров головного мозга.
Постнатальная патология.
Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка: частые инфекционно-вирусные заболевания,
менинго-энцефалиты,
ранние желудочно-кишечные расстройства. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Неблагоприятная наследственная предрасположенность, когда наследуется качественная незрелость отдельных зон коры головного мозга.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
При алкоголизме родителей отмечается более высокая частота смерти плода во внутриутробном периоде, недоношенность, асфиксия, а также более высокая заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
У детей наблюдается общая физическая ослабленность, отставание психического развития с проявлением ОНР, двигательная расторможенность, нарушение функции внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия.
Социально – психологические причины. - неправильное речевое окружение; - дефицит (недостаток) речевого общения с окружающими; - невнимание к речи ребёнка; - педагогическая запущенность; - двуязычие в семье; - неправильные методы воспитания, неправильные взаимоотношения в семье, которые приводят к нарушениям эмоционально-волевой сферы, к различным аффективным расстройствам – неврозам и как следствие к речевому негативизму.
Социально-психологические причины – это вторичные причины. Основные причины лежат в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития ребёнка. А последующие факторы только усугубляют эти причины