24.01.2022
Правильная
подготовка руки к письму – залог не только красивого, ровного почерка, но и
интереса к письму, здоровой осанки и успешности в школе. Интересно, что эта
подготовка начинается задолго того, как будущий первоклассник попадёт в руки
педагогов, ведь формирование письма – долгий и сложный путь. Чтобы препятствием
на этом пути не стала скованность кисти, необходимо соблюдать этапы постановки
руки.
Давайте
разберёмся, что же это за этапы?
Этап 1.
Освоение предметного мира
- Манипуляции предметами и
конструирование.
Кто бы мог подумать, что,
переставляя с места на место кубики и строя из них самые простые башенки,
ребёнок готовится к письму? А между тем в манипулировании предметами и
конструировании формируются самые общие базовые способности, на которых
строится графическая деятельность: пространственные представления, воображение,
планирование и контроль. С точки зрения моторики- это обычно относительно
простые действия: захват предмета, перемещение, поворот, отпускание.
- Инструментальная деятельность.
В отличии от
манипулирования предметами, где моторные действия (захват предмета,
перемещение, поворот, отпускание) достаточно просты, инструментальная
деятельность ставит перед ребёнком новые, более сложные задачи. Ему предстоит
научиться действовать при помощи инструмента: копать песок лопаткой, забивать
гвоздь игрушечным молотком, кормить куклу с ложки... Необходимость подстраивать
кисть под разные положения инструмента, сохраняя контроль над ним, способствует
росту пластичности кисти, нарaботке самых разных хватов, переходу от
примитивных хватов к более сложным. Также важна автоматизация этих хватов, без
неё мы наблюдаем откат к примитивным младенческим хватам и фиксацию кисти при
столкновении с новым инструментом, сложной задачей и т. п.
Этап 2.
Рисование дошкольника.
Роль взрослого во время рисования состоит
в поддержании собственной активности ребёнка, знакомстве его с разными
материалами, инструментами, техниками, играми, чтобы создать условия для
автоматизации базовых графических навыков. Формированию мотивации помогут игры
внутри графической деятельности, качество и разнообразие материалов, отсутствие
требований и оценок, совместное рисование со взрослым. Очень важно, чтобы
материалы для рисования (карандаши, мелки, краски) соответствовали возрасту
ребёнка и были оптимальной жёсткости.
Этап 3.
Предписьменные навыки.
Одна из сложнейших задач для ребёнка
при освоении письма – необходимость распределять внимание между множеством
задач, решаемых одновременно. Эта проблема смягчается, если рeшение хотя бы
части этих задач автоматизировано. Задача – автоматизировать основные
графические навыки, важные для письма. Что можно автоматизировать?
- выполнение
базовых графических элементов
- удержание
строки
- управление
размером штриха
- управление
формой штриха
- управление
наклоном штриха
- управление
нажимом
- ритмичность,
скорость, возможность чередования (серийная организация движения)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2022
Дата обновления: 11.03.2022
Дата публикации: 24.01.2022