21.11.2020
Развитие слухового восприятия идет в двух
направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой
– восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба
направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться
уже в младенческом возрасте.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков
окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по
громкости, а также определение источника и направления звука.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье
кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только
громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает
различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает
малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим
слухом, порой просто не замечает звуков.
Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в
окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как
сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или
живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать
направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве,
определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность
человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если
у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие
или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в
качестве сигнала к действиям. Специальное обучение ребенка в данном направлении
поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев
(например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут
восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно), что
значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать
следующую последовательность:
звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье
вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы,
пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип
двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой
крупы, гороха, макарон и т. п.;
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение
самолета и т. п.;
звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки,
трещотки, пищалки;
звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка,
металлофон, гармошка, пианино и др.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его
эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Просмотров всего: , сегодня: