21.11.2020
Речевой (фонематический) слух – это способность
улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать
смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает
дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без
нее нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми.
Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно
говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все
возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже
если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно
развивать с первых лет жизни.
Речевой слух развивается с младенчества – малыш рано отличает голос матери от
голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка – активное
проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок
внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование
фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5–6 лет жизни
ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится
фонетически чистой, без искажений.
Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании
правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать
слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения
ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся,
исходя из фонетического принципа письма – «как слышим, так и пишем».
При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу—не слышу)
к восприятию (что слышу).
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):
Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам
предмет или картинку.
Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и
губы говорящего.
Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет,
явление, о котором говорят), а только слышит голос.
Цель развития речевого слуха редко ставится изолированно. Обычно речевой слух
развивается параллельно с речевым подражанием: ребенок не только внимательно
слушает, но и старается повторить услышанное. Кроме этого, ребенок старается не
только услышать слова и фразы, но и понять и запомнить их.
При этом следует учесть, что усложнять задания по развитию слухового восприятия
речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания, затем
короткие слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из
нескольких слогов), а потом – короткие и длинные фразы. Кроме этого, если
сначала мы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит
предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), то в дальнейшем без
зрительной опоры, только на слух.
Итак, основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, –
открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки
привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок
формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание
своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь
окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для
подражания.
Просмотров всего: , сегодня: