МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 21 «ЗОЛОТЫЕ ЗЁРНЫШКИ» г. КАЛУГА. (МБДОУ № 21 «Золотые зёрнышки» г. Калуга) Принята Педагогическим советом МБДОУ № 21 «Золотые зёрнышки» Протокол от _ № __ Утверждена Приказом МБДОУ № 21 «Золотые зёрнышки» г. Калуги от ___№_ ___ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ образовательная ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Волшебная мастерская» Срок реализации: 2023 -2024 учебный год. Авторы программы: Царькова И.Ю. Калуга 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4. 2.5. 2.6. 2.7 3. 3.1. 3.2 3.3 3.4 3.5 Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию программы Планируемые результаты освоения программы. Содержательный раздел Описание образовательной деятельности Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Иные характеристики содержания программы. Организационный раздел Описание материально- технического обеспечения Программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Распорядок/ режим дня воспитанников. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 1.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка «Развивая мастерство рук, я развивал разум» В.А. Сухомлинский. Образовательная программа кружка «Волшебная мастерская» разработана в соответствие с нормативно-правовыми документами, регламентирующими дошкольное образование: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20) - Постановление Правительства Российской Федерации РФ от 15.08.2013г. № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", - Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования. - Устав МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки»». Дополнительная образовательная программа «Волшебная мастерская» адресована детям 4-5 лет. Реализуется в течение учебного года с октября по май. Занятия проводятся продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю. Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к художественно-эстетической деятельности, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании детей. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов. Благодаря конструированию из бумаги ребёнок откроет для себя волшебный мир разнообразия цвета и формы, познакомится с основными геометрическими фигурами, освоит базовые навыки моделирования, приобретёт начальное понимание правил комбимоторики, разовьёт координацию движений руки, а также внимание и наблюдательность. Новизна образовательной программы «Волшебная мастерская» – это коллектив единомышленников, объединенных общей целью – творить, создавать и представлять прекрасное. Детское творчество не знает границ. Ребенок может придумывать себе образ, решать какие материалы использовать, какие детали будут выражать его индивидуальность, начинают задумываться, какую роль играет творчество в жизни человека. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Содержание заданий обеспечивает развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка и, таким образом, углубляет и расширяет те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. Для этого в занятия включены доступные и интересные ребенку виды деятельности – игра (дидактическая, игра-соревнование, ситуативная, подвижная), упражнения, увлекательные задания. Программа ориентирована на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, что позволяет развивать интерес к процессу познания, предполагает включение детей в творческую деятельность, через которую они познают окружающий мир, учатся общению в коллективе. 1.1.1. Цель Создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника, развитие сенсомоторных умений у детей на основе использования разных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними. Задачи: 1. Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. 2. Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции. 3. Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей. 4. Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности. 5. Расширение словарного запаса. 6. Формирование интереса к результату. 7. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения. 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы • Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий; • Преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”; • Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают возрастные возможности детей данного возраста; • Деятельностный принцип – новое знание не вводится в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми; • Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности; • Принцип психологической комфортности -создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; • Принцип минимакса - обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своим темпом; • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; • Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия; • Принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; • Принцип непрерывности обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения. Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Основные направления образовательной программы Речевое развитие; Художественно - эстетическое развитие. Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо– физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Возрастные особенности детей 4-5 лет Художественная деятельность-специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей. У детей в возрасте 4-х , 5-ти лет ярче проявляются изобразительные способности. Многое зависит от эмоционального развития ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают складывать буквы в слова, пытаются писать свое имя, некоторые сначала не знают, что рисуют, просто наносят каракули, а потом говорят, что нарисовали., исходя из этой произвольно нарисованной картинки. . Чаще всего, изображая человека, воспроизводят «голова-ногов», где ручки и ножки растут прямо от головы. В работе с красками некоторым важно просто покрасить лист, насладиться процессом прокрывания его краской. При этом не всегда важен цвет. Часто работы хорошо сгармонированы по цвету и композиции. Не всегда цвет объекта бывает соотнесен с реальным цветом. Рисуя, например, любимую куклу, ребенок может нарисовать лицо зеленым цветом. На вопрос , почему, ответит — просто так красивее. И действительно, зеленый цвет лица уместен в его композиции. Дети могут уже услышать более сложную задачу, поставленную педагогом, и решить ее под его руководством; охотно повторяют за ним и друг за другом, лепят, пишут красками, рисуют, украшают. 1.2. Планируемые результаты -Приобретение навыков работы в коллективе. -Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. -Выявление и осознание ребенком своих способностей. -Формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. -Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. -Развитие мелкой моторики рук и глазомера. -Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. -Овладение навыками культуры труда. 2. Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации, где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие художественно-эстетических способностей, речи с познавательной направленностью. Система подачи программных задач, методов, средств отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия включены пальчиковые игры, упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые игры, упражнения на развитие внимания. За время работы кружка укрепляются взаимодействия педагога с ребёнком. Структура занятия 1. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей. 2. Затруднение в игровой ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины. 3. «Открытие» нового способа действий. Детям предлагается и после согласования с ними, принимается новый способ действий. 4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации. На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях. 5. Повторение и развивающие задания. В заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей. 6. Итог занятия. В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Чем занимались?», «Что понравилось?», «Чему научились?», «Что запомнилось? Почему?» и т.п. Перспективное тематическое планирование Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Оригами» 01.09 Цель занятия Вводное. Знакомство с бумагой. Умение распознавать геометрические фигуры. Диагностика. Знакомство с историей искусства оригами. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем. Научить превращать прямоугольник в квадрат. «Осенний листок» Продолжать учить детей правильно работать с ножницами. Учить конструирование из плетению из бумажных полосок. Воспитывать терпеливость, картона 05.09 аккуратность. «Воздушный змей». Познакомить со свойствами различных видов бумаги; учить Оригами 08.09. изготовлению поделки в стиле оригами, четко выполняя инструкции педагога; добиваться достижения цели. Продолжать учить аккуратно приклеивать детали. Способствовать развитию мелкой моторики. Знакомить с основной базовой формы оригами -воздушный змей. «Нарядный мухоморчик» Познакомить с характерными особенностями грибов и их аппликация 12.09. разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпкугриба. «Конверт-стаканчик» Продолжать знакомить с видом искусства "Оригами"; учить Оригами. 15.09. выкладывать бумагу в квадрат; способствовать развитию мелкой моторики. Изготовление простой поделки. «Осенний лес» Продолжать учить вырезать детали по шаблону. Учить создавать аппликация 19.09 композицию на листе бумаги. Закреплять умение рисовать 7. « Веточка рябины» аппликация с техникой оригами 22.09. 8. «Голубь» конструирование из бумаги 26.09. « Весёлый карандаш» Оригами 29.09. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. «Слонёнок» объёмная аппликация 03.10. «Фигурка голубя». Конструирование из бумаги в технике «Оригами» 06.10. «Крабик» Объёмная аппликация 10.10. «Волк» Оригами 13.10. «Павлин» объёмная аппликация 17.10. «Собачка» Оригами 20.10. 16. «Птичка в кормушке» аппликация 24.10. 17. «Лисичка» Оригами 27.10. 18. «Зайка» аппликация из ватных дисков 03.11. 19. «Снежинка»Оригами 07.11. 20. «Заснеженный дом» конструирование из картона и ваты 10.11. «Ёлочка» оригами 14.11. 21. 22. «Вишенки» объёмная аппликация 17.11. 23. «Конверт для Деда Мороза » Оригами. 21.11. «Гирлянда» коллективная работа 24. фломастерами ствол и ветки деревьев. Продолжать учить следовать устным инструкциям и последовательности действий; работать с базовой формой оригами ("воздушный змей"). Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер. Учить детей складывать бумагу «гармошкой». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение радоваться результату своего труда. Изготовление простой поделки из прямоугольника. Продолжать учить аккуратно приклеивать детали. Знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер. Продолжать учить детей вырезать круг. Закреплять умение складывать бумагу «гармошкой», аккуратно склеивать детали. Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе; воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Учить аккуратно вырезать круг и складывать его пополам. Продолжать учить дорисовывать предмет. Воспитывать аккуратность, развивать воображение. Продолжать учить читать чертежи, схемы . Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к искусству -оригами. Учить детей разрезать бумагу по прямой линии не до конца. Продолжать учить аккуратно клеить детали в определенном порядке. Учить читать чертежи, схемы, концентрировать внимание; развивать уверенность в собственных силах, мелкую моторику рук. Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Продолжать учить аккуратно вырезать детали для аппликации. Учить подбирать детали для правильного изображения. Развивать творчество, фантазию; воспитывать самостоятельность. Продолжать знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер. Продолжать учить детей дополнять поделку ватными дисками, аккуратно намазывать клеем определённое пространство; воспитывать аккуратность, развивать фантазию. Продолжать знакомить с основной базовой формой оригами -воздушный змей; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Создание выразительного образа заснеженного дома. Учить аккуратно вырезать шаблон дома, складывать и склеивать по образцу. Аккуратно приклеить вату на крышу дома. Продолжать знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина; развивать внимания, память. Развивать мелкую моторику рук. Учить трансформировать круг в шар способом склеивания деталей . Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Продолжать учить читать чертежи, схемы. Развивать концентрацию внимания, умение сосредоточиться. Активизировать воображение детей и фантазию. Продолжать учить детей аккуратно работать с ножницами и клеем; воспитывать терпение, желание помогать друг другу, учить работать 25. 24.11. «Дед Мороз» Оригами. 28.11. 26. Открытка «Ёлочная игрушка» 01.12. 27. «Машинка» Оригами 05.12.. 28. «Зимний лес».Работа с бумагой и ватой 08.12. 29. «Кошка» Оригами 12.12. 30. «Котёнок» конструирование из бумаги 15.12. 31. «Жираф» оригами 19.12. 32. «Эти забавные игрушки» (конструирование из втулки от туалетной бумаги) 22.12. «Пароход» Оригами 26.12. 33. 34. 35. «Попугай» объёмная аппликация (коллективная работа) 29.12 «Рыбка» Оригами 09.01 36. «Воздушный шар» аппликация 12.01. 37. «Сердце» Открытка с элементами оригами 16.01. «Самолёт» конструирование из картона.19.01 «Солдатик» Оригами 23.01. 38. 39. 40. «Щенок» объёмная аппликация 26.01. сообща. Продолжать знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина; развивать внимания, память. Воспитывать интерес к искусству оригами. Учить аккуратно вырезать шаблон по определённым линиям, совершенствовать умение работать с картоном, сгибать детали по линиям Совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать детали по линиям; проявлять фантазию, смекалку; воспитывать аккуратность, терпение. Продолжать учить детей работать с ватой; развивать умение аккуратно резать прямые линии, развивать мелкую моторику, воспитывать терпение. Учить читать чертежи, схемы, концентрировать внимание; развивать уверенность в собственных силах, мелкую моторику рук. Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Продолжать учить аккуратно вырезать шаблон по определённым линиям, совершенствовать умение работать с картоном и бумагой, сгибать детали по линиям; проявлять фантазию, смекалку; воспитывать аккуратность, терпение. Продолжать знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер. Учить детей делать игрушку из бросового материала, закреплять умение соизмерять части поделки, создавать игрушку на основе анализа модели - образа и схематического изображения последовательности работы. Развивать планирующую функцию сознания. Учить подбирать цвет бумаги для своей работы. Закреплять умение складывать квадрат в базовую форму -блин. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Продолжать учить аккуратно вырезать детали по шаблону, приклеивать детали; учить работать сообща, помогать друг другу. Изготовление простой поделки. Воспитывать трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности. Познакомить с базовой формой "двойной треугольник". Продолжать знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Продолжать учить детей создавать объёмную картину, дорисовывать детали фломастером, развивать фантазию, композиционные умения и навыки. Совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать детали по линиям; проявлять фантазию, смекалку; воспитывать аккуратность, терпение. Воспииывать желание делать приятное близким. Продолжать учить срезать углы по прямой линии; упражнять аккуратно соединять детали; развивать мышление, внимание; воспитывать аккуратность, ответственность, терпение. Учить детей изготавливать из бумаги человека; закрепить умение работать по схеме; вспомнить базовые формы оригами; воспитывать аккуратность. Продолжать учить аккуратно вырезать шаблон по определённым линиям, совершенствовать умение работать с картоном и бумагой, 41. «Собачка» Оригами 30.01. 42. «Ветка мимозы». аппликация 02.02. 43. «Тюльпан» оригами 06.02. 44. «Корзинка» конструирование из картона09.02. «Ромашка» Аппликация в технике оригами 13.02. «Кит» объёмная аппликация 16.02. 45. 46. 47. «Лодочка» Оригами 20.02. 48. «Светофор» объёмная аппликация 23.02. 49. «Птица грач» оригами 27.02. 50. «Попугай». Объёмная аппликация 02.03. 51. «Часы наручные» Оригами 06.03. 52. «Ракета» объёмная аппликация 09.03. 53. «Петушок» Оригами 13.03. 54. «Павлин» объёмная аппликация 16.03. «Мороженое» оригами 20.03. 55. 56. «Георгины» объёмная аппликация 23.03. 57. «Касатка» оригами 27.03. 58. «Божья коровка» сгибать детали по линиям; проявлять фантазию, смекалку; воспитывать аккуратность, терпение. Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму собаки. Воспитывать любовь к домашним животным. Развивать мелкую моторику рук . Закреплять умение работать с салфетками, скатывая её комочками, делать объёмные поделки из мятой бумаги; учить планировать этапы создания поделки; воспитывать самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схеме; развивать мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить аккуратно вырезать шаблон корзинки, складывать и склеивать по образцу. Воспитывать терпение, желание доводить начатое дело до конца. Закреплять умение выкладывать лепестки цветка по кругу; развивать познавательную активность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, стремление помогать товарищу. Продолжать учить детей создавать объёмную композицию на картоне, работать аккуратно с ножницами и клеем, развивать творческие способности. Закреплять умение складывать прямоугольник по полам, дорисовывать детали фломастером. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер Закреплять умение вырезать детали по шаблону. Развивать познавательную активность, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму птицы; читать чертежи, схемы. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Продолжать учить детей закручивать и склеивать заготовку в цилиндр, дополняя основу мелкими деталями; развивать умение аккуратно работать с ножницами и клеем. Закреплять знание детей о основных геометрических понятиях: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер. Продолжать учить детей создавать объёмную композицию на картоне, работать аккуратно с ножницами и клеем, развивать творческие способности. Учить складывать квадрат в базовую форму - блин. Закрепить умение работать по схеме. Воспитывать интерес к технике оригами. Учить детей разрезать бумагу по прямой линии не до конца. Продолжать учить аккуратно клеить детали в определенном порядке. Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схеме; развивать мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить детей составлять цветок из отдельныхлепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Формировать умение следовать устным инструкциям, работать по схеме; развивать мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Закреплять умения аккуратно вырезать детали по шаблону, правильно 59. 60. 61. 62. 63. объёмная аппликация 30.03. «Пилотка» оригами 03.04. «Цветочная поляна» (коллективная работа) 06.04. «Лягушка» оригами 10.04. «Медуза» аппликация из цветных ладошек 13.04. «Птица» оригами 17.04. 64. «Вручение волшебной палочки волшебников» 20.04. 65. «Причудливые узоры» Рисование нитью 24.04 66. 67. 68. 69. 70. «Чудесные бабочки» Тычкование 27.04 «Поезд» (коллективная работа) 04.05 «Божьи коровки» 11.05. Весёлый клоун» Рисование 15.05. «Подсолнух» 18.05 71. « Мы волшебники!» 22.05 72. «Вручение волшебной палочки волшебников» 25.05 работать с ножницами; учить дорисовывать лапки, глазки; воспитывать эстетические чувства. Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, читать чертежи, схемы. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить обводить детали по шаблону и вырезать их, соединять детали способом склеивания; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание помогать друг другу. Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму лягушки; читать чертежи, схемы. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Создание образа на основе одинаковых элементов. Учить вырезать изображение по сложному контуру, дорисовывать детали фломастером. Продолжать знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомер. Подведение итогов. Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы; развивать творческий потенциал детей:фантазию и образное мышление; привить художественные навыки и эстетический вкус. Продолжать осваивать технику рисования тычком (ватной палочкой), закреплять представление о симметрии. Учить соединять детали конструктивныеспособности. способом склеивания, развивать Закрепить использование приёма пластилинографии. Овладение умениями отражать в рисунке фигуру человека в движении. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина Закрепить умения детей закрашивать лист слева на право, аккуратно и не оставляя пробелов по рисунку выполненному свечей. Создать игровуюобстановку и радостное настроение Подведение итогов 2.2 Описание вариативных форм, способов и методов В содержание занятий включены: - сюрпризный̆ момент; - беседа, рассматривание каких-либо предметов, изображений по теме, вопросы к ребятам; - дыхательные упражнения; - игры и упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж кистей рук; - лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи; - упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. Методы и приемы, используемые на занятиях: - игровой (интеллектуальная игра, игровые задания, упражнения) - наглядный (демонстрационный материал, схемы, раздаточный материал) - практический (выполнение заданий, упражнений с помощью практических действий) - словесный (рассказ, объяснение, пояснения, речевые игры и упражнения, оценка) Применяется дифференцированный и индивидуальный подходы в работе по малым подгруппам, с целью учета зоны ближайшего развития детей. В основе занятия лежит игра, методы и приемы, объединенные единым тематическим сюжетом. Нельзя не отметить и «ситуацию затруднения», когда ребенок ставиться перед необходимостью преодолевать затруднения, самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять. Игры и упражнения расположены с постепенным усложнением программных задач. Они способствуют обогащению словаря у детей, развитию мелкой моторики, создание интереса к речевой активности. Занятия строятся в занимательной игровой форме. Так как речь имеет прямое отношение к формированию мышления и познавательному развитию ребенка в этом возрасте, то на занятиях широко используется наглядность (картинки, рисунки, видеоматериал). 2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Занятия посещают дети разного уровня развития художественно-эстетических способностей. Детям с низким уровнем развития предлагаются упражнения доступные им, детям со средним и высоким уровнем развития выполняют задания с усложнением. На кружковых занятиях занимаются и дети с ОВЗ (ЗПР), всё это учитывает педагог, используя для этих детей специальные методы и приёмы и индивидуальный подход. 2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена на занятиях в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игрыпутешествия, игровые проблемные ситуации, игры - инсценировки, игры - этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Образовательная деятельность, осуществляемая на занятиях, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Педагог создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Культурные практики. Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. Взаимодействие взрослых с детьми способствует осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формирует интерес и обогащает представления о социальных и природных явлениях, способствует формированию самостоятельности, инициативности, ответственности, возникновению «Ясознания». С помощью взрослого ребенок учится познавать окружающий мир, играть, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогами соблюдается ряд общих требований: развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; ориентировать дошкольников на получение хорошего результата; своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; дозировать помощь детям. если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества Методы и приемы: развивающие и логические игры; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; театрализация; 2.6. Особенности взаимодействия с родителями - организационные собрания с родителями (знакомство, оформление документации); - создание группы в интернет - сети для взаимодействия; - индивидуальные консультации; - круглый стол; - открытые показы; - фото и видео занятий. 2.7. Иные характеристики содержания программы Мониторинг освоения содержания программы Мониторинг проводится в соответствии с этапами обучения: начальная (вводное занятие), промежуточная (декабрь-январь) и итоговая (май). Мониторинг освоения программного материала осуществляется методом наблюдения, методом выполнения практических заданий. Выявленные в ходе обследования характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы. Система определения результативности. Проходит обследование в форме игровых занятий. Детям предлагаются задания и упражнения, в ходе которых фиксируется уровень сформированности представлений, развития умений и навыков. Данные наблюдения вносятся в протокол обследования. В ходе обработки данных учитываются качественный показатель, особенности ответов, способов выполнения действий. После обработки данных наблюдения выявляются три уровня развития воспитанников: - Низкий уровень – дети не смогли выполнить более 70% заданий - Средний уровень – дети выполнили от 30% до 60% - Высокий уровень – верно выполнено более 60% заданий. По результатам исследования комплектуются определяются направления дифференцированного и индивидуального подхода. При выявлении высокого уровня, следует вывод о присутствии одаренности. Следовательно, разрабатывается индивидуальный план с целью содействия дальнейшему развитию способностей дошкольника. Формы подведения итогов реализации программы Одной из форм подведения итогов реализации программы является проведение открытого занятия для родителей, участие детей в викторинах, олимпиадах. 3. Организационный раздел 3.1.Материально-техническое оснащение в ДОУ: - дидактические пособия для музыкальных игр; -оборудованные групповые комнаты для проведения фронтальных занятий: - игрушки, предметные и сюжетные картинки; - наглядный и раздаточный материал; - бумага, карандаши; - игры на развитие дыхания; - разные виды театров; - ширма; - художественная и методическая литература. 3.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября2014 года № 1726-р). 2. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г. Жукова.— М.: АРКТИ, 2006 3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997 4. Водяная Л., Эм Г. Оригами – чудеса из бумаги. «Феникс», 2004 5. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010 6. Лыкова И.А., Программно-методическое обеспечение Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей от 2 до 7 лет в изобразительной деятельности, М., Цветной мир, 2014 7. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Уч.метод. пособие. - М., Цветной мир, 2014 8. Никитина А.В. Поделки в детском саду: Образцы и конспекты занятий. – СПб.: КАРО,2010 9. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; 2009 3.3 График работы кружка «Волшебная мастерская» Кол-во занятий в Кол-во занятий в Время Кол-во занятий в неделю месяц Проведения год 2 занятия 8 занятий 15.30 - 16.00 72 занятия Понедельник Четверг Программа рассчитана на 72 занятия. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 минут, согласно договору ДОО с родителями об оказании дополнительной платной образовательной услуги. Наполняемость группы: 10 человек. 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Под традициями обычно понимают систему повторяющихся символических мероприятий. Термин «традиции в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогические ценности, а также обычаи, обряды, ритуалы и церемонии. На занятиях разработаны «правила», которыми пользуются все дети и взрослые. Мы уважаем друг друга. Мы все разные, каждый из нас важен для нас. Мы с уважением относимся к людям из разных стран. Мы вежливы по отношению к другим, мы говорим «здравствуйте, спасибо». Мы не деремся. Мы не обнимаем других без разрешения. После игры мы возвращаем игрушки на свои места. Мы задвигаем стулья. Мы помогаем друг другу и всегда готовы прийти на помощь. Мы играем по правилам. Мы делимся игрушками и играем вместе. Мы смеёмся вместе с друзьями, а не над ними. Мы всегда стараемся достичь лучшего результата. На занятиях мы трудолюбивы и стараемся выполнять все задания, предложенные взрослым. 3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Для повышения эффективности педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Особой значимостью для ребенка обладают социальные условия жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, а также современный интерьер, дизайн внутренних помещений рассматриваются как необходимые составляющие предметно – пространственной развивающей среды. Важнейшим общим требованием к организации предметной среды является ее комфортность. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Условия создания комфортной среды: - благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учитывать условия, необходимые для успешной адаптации, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых, количество детей в группе должно соответствовать норме); - безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно- гигиеническим требованиям); - организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях). Развивающая среда выполняет важнейшие функции: - активизирует деятельность ребенка; - побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества. Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности. Условия организации развивающей среды: •обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности ребенка - осуществляется на основе использования принципа организации образовательных и игровых зон, стимулирующих потребность детей к активной деятельности; •стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами. •эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим требованиям и формирующего эмоционально-положительный настрой детей; •учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков. При моделировании развивающей предметно-пространственной среды принимали во внимание возрастные и психофизиологические особенности детей, а также специфику нарушенного развития. Построение развивающей предметно-пространственной среды для организации психолого-педагогической работы с глухими детьми основывается на следующих принципах: 1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Реализация принципа предусматривает использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). 2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов, Центров песка и воды, Использование стен. 3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, мягких плоскостей. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. 6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. 7. Создание специализированных игровых зон. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени. 8. Предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития», содержит предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.