МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 21 «ЗОЛОТЫЕ ЗЁРНЫШКИ» г. КАЛУГА.
(МБДОУ № 21 «Золотые зёрнышки» г. Калуга)

Принята
Педагогическим советом
МБДОУ № 21 «Золотые зёрнышки»

Протокол от ___

№_____

Утверждена
Приказом МБДОУ № 21 «Золотые
зёрнышки» г. Калуги
от ___№_____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«Музыкальная шкатулка»
Срок реализации: 2023 -2024 учебный год

Автор программы:
Великорецкая Е.Р.
Музыкальный руководитель
Высшая кв. категория

Калуга 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3

1.2
1.2.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4.
2.5.
2.6.
2.7
3.
3.1.
3.2
3.3
3.4
3.5

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию программы
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,
приоритетные направления деятельности ОО; учет специфики условий ОО;
характеристики особенностей детей младенческого, раннего, дошкольного
возраста.
Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы.
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Иные характеристики содержания программы.
Организационный раздел
Описание материально- технического обеспечения Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
Распорядок/ режим дня воспитанников.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Дополнительный раздел программы
Краткая презентация программы.

1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Музыкальная
шкатулка»
разработана в соответствие с нормативно-правовыми
документами, регламентирующими дошкольное образование:
-Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября
2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20)
-Постановление Правительства Российской Федерации РФ от 15.08.2013г.
№ 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг",
-Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении
Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в
сфере общего образования.
-Устав МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки»».
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная шкатулка»
адресована детям 5-6 лет (1 год обучения). Реализуется в течение учебного
года с октября по май. Занятия проводятся продолжительностью 30 минут 2
раза в неделю.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в
формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое
воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через
нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего
дня. Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в
эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной
ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с
позиции его эмоциональной ценности.
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и
художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной
сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка
на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует
формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей
духовной культуры в целом.

Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей,
развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая
задача сегодняшнего дня.
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны
красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом
зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего
мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового
искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки,
живописи и поэзии.
Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить,
что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальноэстетическом и художественном образовании детей. Жанр сказки наиболее
доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок
и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного
и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее
языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить
свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она
приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но
к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью
отвечает этому требованию.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения
музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты,
накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит
последующее музыкальное и общее образование человека! Кружок
«Музыкальная шкатулка» - это путешествие детей в мир прекрасного, в мир
искусства.
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения : старшая группа (дети 56 лет) - 1-й год; подготовительная группа (6-7) -2-й год и подразумевает
преемственность учебного процесса.
Новизна образовательной программы заключается в том, что выбор форм
проведения занятий определяется с учетом интересов детей – это занятиезнакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятиепутешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная
деятельность. Тематическая направленность и организационная
вариативность программы кружка способствует формированию
устойчивого интереса к музыкальной и творческой деятельности,

помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании
детей.
1.1.1. Цель программы : Ориентация детей на ценности музыкальной
культуры, нравственно-эстетическое становление личности посредством
синтеза искусств.
Задачи:
1.Обогатить музыкальный опыт детей знакомством с выдающимися
произведениями - шедеврами классической музыки и композиторами;
2.Развивать представление о видах музыкального искусства - балете, опере,
симфонической сказке;
3. Знакомить с музыкальными инструментами симфонического оркестра;
4. Развивать эмоциональное восприятие, фантазию, интеллект, воображение,
память;
5. Стимулировать развитие творческих, артистических способностей, умение
отображать в рисунках и цвете свои впечатления;
6.Обогащать словарный запас, речь, умение высказываться;
7.Формировать образное мышление
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы
Основной принцип построения программы - тематический. Данный принцип
позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с
жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует
поддержанию интереса к занятиям.
Так же важно взаимодействие
нескольких принципов организации занятий:
Специальный подбор музыкально- художественного репертуара;
Использование синтеза искусств;
Использование разных видов музыкальной деятельности в процессе занятия.
• Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему
специальных занятий, упражнений и заданий;
• Преемственность – каждый следующий этап базируется на
сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего
развития”;
• Возрастное соответствие – предлагаемый материал учитывает возрастные
возможности детей данного возраста;
• Деятельностный принцип – новое знание не вводится в готовом виде, а
через самостоятельное «открытие» его детьми;
• Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и
динамичного положения детей, смена видов деятельности;

• Принцип психологической комфортности -создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
• Принцип минимакса - обеспечивается возможность разноуровневого
обучения детей, продвижение каждого ребенка своим темпом;
• Принцип целостного представления о мире- при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• Принцип вариативности- у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия;
• Принцип творчества- процесс обучения ориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
• Принцип непрерывности обеспечиваются преемственные связи между
всеми ступенями обучения.
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды
на способы организации развивающего обучения. Они не только
обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития
детей, формирование у них познавательных интересов, но и способствуют
сохранению и поддержке их здоровья.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики.
Основное направление образовательной программы
Художественно- эстетическое развитие.
Основу занятий составляет синтез музыки, изобразительной деятельности,
художественного слова и движений. Репертуар
включает в себя
произведения великих композиторов, художников, поэтов, вошедших в
золотой фонд моровой художественной культуры. Занятия носят
интегрированный, познавательный и занимательный характер и построены в
форме свободного общения - это способствует раскрепощению детей,
коммуникации, речевому и творческому развитию.
Музыкальная сказка помогает приблизить музыку к детям, делает ее более
доступной и понятной и позволяет облегчить знакомство детей со сложными
жанрами искусства - балетом и оперой. Впрограмму вошли доступные детям
произведения классического искусства.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение
музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о
видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным
образом и средствами выразительности, используемыми композиторами,
формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются
музыкальные
предпочтения,
проявляется
некоторая
эстетическая
избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую
сосредоточенность и
внимательность.
Совершенствуется
качество
музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более
осознанными и направленными (образ, средства выразительности

продумываются и сознательно подбираются детьми).
1.2 Планируемые результаты :
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;
-Формирование музыкальных, художественных умений и навыков;
-Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и
сказочных образов
- У детей сформированы понятия балет, опера
-знают основные жанры искусства (музыка, литература, живопись)
- проявляют устойчивый интерес к восприятию музыки, эмоциональную
отзывчивость
- с удовольствием участвуют в творческой деятельности;
- имеют достаточно развитый словарный запас, обогащенный
выразительными терминами;
- развита музыкальная память и эрудиция;
- способны передавать свои впечатления в рисунках, цветовой гамме;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
В основу программы положен подход, основанный на интеграции разных
видов музыкальной деятельности и развитии творческих способностей
детей. Важная роль отводится взаимодействию с родителями, которые
помогают закреплять материал и способствуют развитию художественного
творчества дома. Содержание занятий обеспечивает развитие восприятия,
образного мышления, воображения ребенка и, таким образом, углубляет и
расширяет те достижения в умственном развитии, которые отвечают
специфике дошкольного детства. Для этого в занятия включены доступные и
интересные ребенку виды деятельности – игра, упражнения, увлекательные
задания. Материал усложняется постепенно в обязательной интеграции
различных видов деятельности: слушание, движение, изобразительная
деятельность, ритм, речь, театр (история, образ, сказка) Это происходит на
занятиях в соответствии с их педагогическим замыслом. Наряду с камерной и
симфонической музыкой используются синтетические жанры музыкального
искусства - опера и балет, знакомство с которыми происходит в доступной
форме, в любимом детьми жанре музыкальной сказки.
Репертуар программы позволяет выстраивать занятия вокруг определенной
темы, объединяя их сюжетом, сказкой, игрой и предполагает варьирование
разных видов деятельности. Развитие образной речи детей предполагает
использование художественной литературы, сказочных сюжетов,
рассматривание картин. Сюжетные занятия расковывают детей,

способствуют проявлению творчества в разных видах музыкальной и
художественной деятельности.
Занятия носят познавательный и занимательный характер и построены в
форме свободного общения - это способствует раскрепощению детей,
коммуникации, речевому и творческому развитию.
Перспективное тематическое планирование
Октябрь
Знакомимся с симфоническим оркестром и творчеством С.Прокофьева
С.С. Прокофьев Симфоническая сказка « Петя и волк»;
Марш из оперы « Любовь к трем апельсинам»
Просмотр мультфильма « Прогулка» на музыку С. Прокофьева.
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией, творчеством композитора, понятием
симфонический оркестр, музыкальными инструментами на примере сказки
« Петя и волк»;
2.Развивать творческие способности в передаче образов посредством
движений, образное мышление; речь.
3. Развивать цветомузыкальное восприятие,
умение передавать свои
впечатления в рисунках.
Ноябрь
Балет-это чудо!
П. И Чайковский Балет-сказка « Щелкунчик» - 1 часть
Задачи:
1. Познакомить детей с танцевальным видом музыкального искусства –
балетом.
2. Учить воплощать увиденное в музыкальном творческом движении,
рисовании, оркестровке.
3. Обогащать словарный запас детей.
Декабрь
П. И Чайковский Балет « Щелкунчик» - 2 часть
Танец Феи Драже – оркестровка.
Музыкальная угадай-ка по балету « Щелкунчик» П. Чайковского
( итоговое занятие )
Мультфильм « Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского
Январь
«Музыка зимы» ( Чайковский, Вивальди, Шуман)
Задачи:

1. Учить детей сравнивать муз. произведения с похожими названиями,
анализировать, рассуждать.
2. Учить сопоставлять музыку, живопись, поэзию.
3. Развивать фантазию, воображение, творчество.
Февраль – Март
Знакомимся с оперой:
М.И. Глинка. А.С. Пушкин – опера-сказка « Руслан и Людмила»
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством композитора М.И. Глинки и сказкой
А.С. Пушкина.
2. Познакомить с видом музыкального искусства – оперой.
3. Продолжать развивать творческие, интеллектуальные способности,
цветомузыкальное восприятие.
Апрель
Н.А. Римский-Корсаков, А.С. Пушкин
« Сказка о царе Салтане»
Задачи:
1. Познакомить с биографией композитора, сказкой А.С.Пушкина.
2. Закреплять понятие – опера;
3. Находить взаимосвязь между поэзией, живописью, музыкой;
4. Передавать впечатления в творческих работах.
Май
Э. Григ
Сказочное путешествие в страну гномов «Пер Гюнт»
Задачи:
Познакомить с творчеством норвежского композитора;
Рисуем музыкальные линии.
2.2 Описание вариативных форм, способов и методов
В содержание занятий включены:
- Беседы с детьми о музыке, композиторах или увиденном сюжете;
- Импровизация движений под музыку, представление различных образов,
перевоплощение в героев;
- слушание и обсуждение музыки;
- творческие задания;
- Оркестровка - импровизация;
- Представление музыки в цветовой гамме;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр видеоспектаклей, мультфильмов по теме;
- Отображение впечатлений в рисунках, творческих работах ( домашние
задания)

- «Музыкальные угадай -ка» ( итоговые занятия)
- игры на ритм; музыкальные игры;
- речевые игры, игры с голосом, пение;
- игра на музыкальных инструментах;
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного
возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в
качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка
дошкольного возраста.
Игровая деятельность представлена на занятиях в разнообразных формах —
это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные
игры,
игры-путешествия,
игровые
проблемные
ситуации,
игрыинсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с
развитием общения детей и освоением всех компонентов устной речи,
освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как
процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной
литературы, направленный на развитие читательских интересов детей,
способности восприятия литературного текста и общения по поводу
прочитанного.
Образовательная деятельность, осуществляемая на занятиях, требует особых
форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения
и развития ребенка. Педагог создает по мере необходимости дополнительно
развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие
дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу,
активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Культурные практики.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития
ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
Взаимодействие взрослых с детьми способствует осознанию ребенком себя
среди детей и взрослых, формирует интерес и обогащает представления о
социальных и природных явлениях, способствует формированию
самостоятельности, инициативности, ответственности, возникновению «Ясознания».
С помощью взрослого ребенок учится познавать окружающий мир, играть,
общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам
человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при
взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в
предметной среде называется процессом овладения культурными
практиками.

В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Совместная игра педагога и детей (режиссерская, игра- драматизация
игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение
детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной
игры.
Ситуации
общения
и
накопления
положительного
социальноэмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении
которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут
быть реально - практического характера (оказание помощи малышам,
старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов
или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
Музыкально-театральная
и
музыкально-литературная
гостиная
(детская студия) — форма организации художественно-творческой
деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных
и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное
общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале.
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый
взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогами
соблюдается ряд общих требований:
 развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в
личном опыте;
 постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные
задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых
подходов, поощрять детскую инициативу;
 тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца;
 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
 своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завершать работу;
 дозировать помощь детям.
 Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но
его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть,
посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и
творчества
2.6. Особенности взаимодействия с родителями

- организационные собрания с родителями (знакомство, оформление
документации);
- создание группы в интернет - сети для взаимодействия;
- индивидуальные консультации;
- круглый стол;
- открытые показы;
-фото и видео занятий
-совместное с детьми творчество дома;
2.7. Иные характеристики содержания программы
Мониторинг освоения содержания программы
Мониторинг проводится в соответствии с этапами обучения: начальная
(вводное занятие), и итоговая (май).
Мониторинг освоения программного материала осуществляется методом
наблюдения, методом выполнения практических заданий.
Выявленные в ходе обследования характеристики определяют низкий,
средний, высокий уровни освоения программы.
Система определения результативности.
Проходит обследование в форме наблюдения во время занятий. Детям
предлагаются задания и упражнения, в ходе которых фиксируется уровень
сформированности представлений, развития умений и навыков. Данные
наблюдения вносятся в протокол обследования. В ходе обработки данных
учитываются качественный показатель, особенности ответов, способов
выполнения действий.
После обработки данных наблюдения выявляются три уровня развития
воспитанников:
- Низкий уровень – дети не смогли выполнить более 70% заданий
- Средний уровень – дети выполнили от 30% до 60%
- Высокий уровень – верно выполнено более 60% заданий.
По результатам исследования комплектуются определяются направления
дифференцированного и индивидуального подхода.
При выявлении высокого уровня, следует вывод о присутствии
одаренности. Следовательно, разрабатывается индивидуальный план с
целью содействия дальнейшему развитию способностей дошкольника.
Формы подведения итогов реализации программы
Одной из форм подведения итогов реализации программы является
проведение открытого занятия для родителей, выступление детей на
утренниках, участие детей в викторинах, конкурсах.
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое оснащение в ДОУ:
-Музыкальный зал с экраном и мультимедийной установкой;
- музыкальный центр,
- фортепиано, синтезатор;
- детские музыкальные инструменты;
- дидактические пособия для музыкальных игр;

- репродукции картин;
- портреты композиторов;
- наглядный и раздаточный материал;
- бумага, карандаши;
- художественная и методическая литература.
3.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. К. Тарасова, М. Петрова,Т. Рубан «Синтез» Москва 1999г.программа
развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6 год
жизни).
2. Методическое сопровождение программы
3. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» авторская программа. Москва
2000г
4. Интернет-ресурсы
3.3 График работы кружка «Музыкальная шкатулка»
Кол-во занятий Кол-во занятий
Время
Кол-во занятий
в неделю
в месяц
Проведения
в год
2 занятия
Вторник
8 занятий
16.15-16.45
64 занятия
Среда
Программа рассчитана на 64 занятия, 8 месяцев обучения.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятия: 30 минут, согласно договору ДООУ с
родителями об оказании дополнительной платной образовательной услуги.
Наполняемость группы: 10 человек.
3.5.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды.
Важнейшим общим требованием к организации предметной среды является
ее комфортность. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое
здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в
образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает
позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания,
способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества.
Условия создания комфортной среды:
-благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная
атмосфера, учитывать условия, необходимые для успешной адаптации, учет
индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень
взрослых, количество детей должно соответствовать норме);
-безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».