Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 21 «Золотые зернышки» необособленное структурное подразделение «Соловушка» (МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки г. Калуги НСП «Соловушка») Принята Утверждена педагогическим советом Приказом МБДОУ №21 МБДОУ №21 протокол от ______ № ________ от ________№ ______________ Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Хочу все знать» МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки» г.Калуги НСП «Соловушка» г. Калуга 2022г Содержание программы : 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы 1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3 Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет 1.1.4 Особенности построения образовательного процесса 1.1.6 Планируемые результаты освоения Программы 2. Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности в процессе реализации программы 2.2 2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Способы и направления поддержки детской инициативы 2.4 Мониторинг результатов реализации программы 3. Организационный раздел 3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы 3.2 Методическое обеспечение программы Презентация программы Приложения 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основной задачей программы «Хочу все знать» является формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Нормативно-правовой базой разработки программы являются: 1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. . Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 4.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 1.1.1 Цели и задачи реализации программы Цель программы: подготовка дошкольников к успешному обучению в школе посредством формирования мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов к элементарным математическим представлениям, обучению грамоте с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи Обучающие задачи: -Формировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов. - Формировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; вырабатывать дикцию. -Формировать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму. -Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы. - Формировать мотивацию учения. - Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий. -Формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач. Развивающие задачи: - Развивать фонематический слух: способность дифференцировать звуки, умение слышать отдельные звуки в словах; определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно. -Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. - Развивать произвольность психических процессов. -Развивать образное и словесно-логическое мышление, воображение, творческие способности. -Развивать способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий. Воспитательные задачи: Воспитывать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы 1. Принцип деятельного подхода в развитии психических процессов и личности ребѐнка в целом. Это является основой для взаимосвязанного становления всех видов деятельности детей (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. ). 2. .Принцип индивидуального подхода к ребенку на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. 3..Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностноориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. 4. Принцип учета зоны ближайшего развития. Означает, что воспитывая и развивая ребѐнка, следует ориентироваться на те задания (упражнения, игры и т.д), сложность которых немного превышает имеющийся уровень возможностей. 5. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи. 6. Принцип креативности направлен на развитие творческой активности при выполнении самостоятельных заданий. 7. Принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен; 8. Принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала; 1.1.4 Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет. 1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. 2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом 7 ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. 3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. 4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. 5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. 6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; пособны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой. 7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления. 8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей . 9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. 10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей). 11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 1.1.5 Особенности построения образовательного процесса Образовательный процесс строится с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 1 год (период с сентября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю . Основная форма организации работы – групповая. При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами, настольно-печатные игры); индивидуальные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр). 1.1.6 Планируемые результаты освоения программы По направлению: "Обучение грамоте и письму" Дети должны знать: буквы русского алфавита, писать буквы русского алфавита в клетке, понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», определять место звука в слове в начале, в середине и в конце. Уметь различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки. Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат), соотносить звук и букву. Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения. Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение» По направлению "ФЭМП" Дети должны уметь: выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым составлять и решать арифметические задачи; решать логические задачи, обосновывать доказательство; Находить части целого и целое по известным частям. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами; считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; соотносить цифру с количеством предметов. Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты. Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Описание образовательной деятельности в процессе реализации программ Цель программы: подготовка дошкольников к успешному обучению в школе посредством формирования мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов к элементарным математическим представлениям, обучению грамоте с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из двух блоков .Первый блок: подготовка к обучению грамоте. Второй блок: формирование элементарных математических представлений и логики. Задачи программы по блокам: 1. Формировать мотивационную готовность к обучению в школе. 2. Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности детей. 3.Воспитывать волевые качества: умение доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность. Основные задачи при реализации данной программы : По первому блоку: Подготовка к обучению грамоте. • развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений) По второму блоку: формирование элементарных математических представлений и логики. развитие математических представлений о числах и цифрах; знакомство с математическими знаками; развитие умение решать и составлять арифметические задачи развитие внимания, наблюдательности, логического мышления; подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм) Периодичность в неделю: 2 раза в неделю Подготовка к обучению грамоте -30 мин 1 раз ФЭМП -30 мин 1 раз Расписание образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год Дни недели : Понедельник, Четверг 17.30-18.00 Этапы реализации программы: Рабочая программа "Хочу все знать" реализуется в четыре этапа: 1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг ОД на начало учебного года. 2этап: адаптационный. Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей. 3 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ОД с детьми. 4 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения ОД на конец учебного года. Содержание программы по направлению " Подготовка к обучению грамоте и письму" Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника. Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Каждая ОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем). Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв. Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. На первых ОД по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат. На последующей ОД дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным. Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов. Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю. На последующей ОД дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения. Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ. На заключительных ОД закрепляются полученные знания. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву. В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки 1поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука). Содержание программы по направлению " ФЭМП" 1. Общие понятия: Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу; совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства; установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушениязакономерности. Работа с таблицами. Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и количественный счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. . Пространственно-временные отношения: Примеры отношений: на-над-под, слевасправа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толше-тоньше, раньшепозже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Геометрические фигуры: Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин. 2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовки детей к школе; установление доверительных и партнерских отношений. Задачи: показать актуальность проблемы; применять дифференцированный подход в работе с родителями; привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей; применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребенка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов № Содержание 1 Стенды Срок папки 1 и р квартал передвижки Результат в Повышение психолого-педагогической компетенции родителей развития «Особенности детей к школе» « Психолого- педагогическая подготовка к школе» 2 Консультации 1 р «Школьные проблемы и квартал в Повышение психолого-педагогической компетенции родителей пути их решения» «На пороге школы» 3 Открытые просмотры 1 р квартал в Повышение психолого-педагогической компетенции родителей 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы Инициатива это - внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль. Для развития инициативности детей нужно: 1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу 2. Давать интересные задания 3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). 4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки В образовательном процессе ребѐнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребѐнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребѐнка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всѐ сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 6-7 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: 1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; 2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; 3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; 4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; 5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами. 6. создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; 7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; 8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; 9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) 2.4 Мониторинг результатов реализации программы Формы и методы контроля данной образовательной программы: наблюдение в ходе занятий, тренинги, тестирование, анализ рабочих тетрадей, проверочные задания, участие в конкурсах, беседы с родителями и т.п. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме открытого занятия для родителей и педагогов. Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностносоциального поведения. Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера. Параметры оценки: По направлению «Подготовка к обучению грамоте»: \ 1.Звуковая сторона и выразительность речи. 2.Фонематический слух. 3.Уровень развития моторики, графических навыков. 4.Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы). 5.Чтение. По направлению «Математическое развитие»: 1.Числа и операции над ними. 2.Пространственно-временные представления. 3.Геометрические фигуры и величины. 4. Решение задач. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы Материальнотехническое обеспечение соответствует: 1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) требованиям к оснащенности помещений развивающей предметнопространственной средой и материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы) Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции: 1. В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее - игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. 2. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкальнохудожественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 3. Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. 4. При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений. 5. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра. К материально-техническому оснащению, необходимому для реализации программы относится: Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр. Помещение кабинета территориально изолировано . В нем соблюдены современные нормы температурного, светового и цветового режима. Наименование оборудование: парта ( 4шт), стулья ( 12 шт), доска магнитная, предметные и сюжетные картинки, наборное полотно с буквами, мнемотаблицы, магнитные буквы, цифры, счетные палочки, цветные карточки, настольно-печатные игры. 3.2 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1. Жукова Н.С.: Букварь. Учебное пособие 2. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград.; Издательство Учитель, 2004 3. Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: МозаикаСинтез, 2008. 4. Ульева Е.А Сценарии занятий с дошкольниками 6-7 лет: математика, логика, письмо. ФГОС– М.: ВАКО, 2016 5. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. – М.: ВАКО, 2009. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа дополнительного образования «Хочу все знать» Цель программы: подготовка дошкольников к успешному обучению в школе посредством формирования мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов к элементарным математическим представлениям, обучению грамоте с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из двух блоков. Первый блок: подготовка к обучению грамоте. Второй блок: формирование элементарных математических представлений и логики. Срок реализации программы: 1 год Образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня. \Численность подруппы 7-10 человек. Содержание данной программы направлено на создание социальной ситуации развития, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивающей эмоциональное благополучие детей, профессиональное саморазвитие педагогических работников и участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. В этой программе описаны цель, задачи, принципы, методы работы, основные формы работы с детьми, с родителями.